eng
Детальный разбор

Ольга Гранаткина о перспективах в области работы с персоналом в «ГРУППЕ АГРОКОМ»

27.03.2018 // №3 (39)

Директор по персоналу «ГРУППЫ АГРОКОМ» Ольга Гранаткина рассказала ProАГРОКОМ о современном состоянии рынка труда, тенденциях в сфере HR и возможностях обучения для сотрудников наших компаний.

Ольга Гранаткина

Директор по персоналу «ГРУППЫ АГРОКОМ»

Необходима популяризация бренда работодателя

В поиске управленцев нового формата

– Ольга Вячеславна, вы пришли в «ГРУППУ АГРОКОМ» около года назад. За это время произошло знакомство и погружение в работу. Расскажите о своих первых впечатлениях. С какими трудностями вы столкнулись? Что больше всего удивило в компании?

– Психологи говорят, что страх смены работы находится у человек на втором месте после страха потери близких. Придя год назад в компанию на должность директора по персоналу, я испытала тревогу – удастся ли мне оправдать ожидания работодателя? Смогу ли быстро войти в курс дела? Совпадет ли мое представление о векторах развития HR с видением генерального директора? Будет ли полезен компании мой предыдущий опыт? Но погружение в работу оказалось настолько стремительным и интенсивным, что у меня просто не осталось времени на страхи, а открытость и доброжелательность коллег развеяла все тревоги.

– Назовите основные векторы развития компании в области персонала на 2018 год.

– В прошлом номере журнала, рассказывая о тенденциях развития предприятий, входящих в «ГРУППУ АГРОКОМ», генеральный директор Сергей Александрович Сапотницкий сказал о том, что в непростом 2017 году мы получили определенную инъекцию для будущего роста практически по всем отраслям.

Такой рост потребует большого количества квалифицированных управленцев. Развитие потенциала наших управленцев неразрывно связано с обучением – и в этом году мы будем работать над появлением новых программ обучения, кастомизацией уже существующих рыночных решений, менеджментом знаний, микрообучением, наставничеством.

Особый фокус необходимо будет сделать на программах подготовки руководителей высшего звена, начиная с использования валидных методов оценки потенциала и заканчивая предложением комплексных решений существующих управленческих проблем.

– Какие управленческие проблемы предстоит решить компании в первую очередь?

– Со стандартными проблемами, которые требуют для своего решения применения инструкций или следование установленным правилам и алгоритмам, мы справляемся легко. А что касается способности работать в условиях неопределенности, в постоянно меняющейся рыночной среде и при этом оставаться эффективными – это существенная область для развития. В условиях конкуренции крупные организации, чтобы выжить, должны быть готовы мгновенно перестраивать свои сервисы и продукты, оперативно выходить на новые рынки, вытесняя классических игроков. Существенный рывок в создании сфокусированной на гибкости самоорганизующейся среды совершили компании, которые приняли на вооружение методологию Agile. Она меняет мышление, поэтому сотрудники пробуют новые роли, перестраивают бизнес-процессы и по-другому организуют работу в компании.

Искусственный интеллект: виртуальность или реальность?

– Какие процессы происходят сегодня на рынке труда? Как представлена там «ГРУППА АГРОКОМ»?

– Существующие тенденции на рынке труда не обещают нам, что 2018 год будет спокойным. С одной стороны, обострится конкуренция за лучших специалистов на сложные позиции, в том числе из-за их оттока и перехода в другие отрасли, с другой – усилится борьба за кандидатов на массовые позиции, в том числе и без опыта работы, что обусловлено сложной демографией 90-х годов. Для того чтобы обеспечить постоянный приток кандидатов и иметь возможность на рынке труда выбирать лучших, нам необходимо работать над популяризацией нашего бренда работодателя. Мы должны присутствовать везде, где могут быть наши потенциальные соискатели: ярмарки вакансий, дни карьеры в вузах, профильные отраслевые конференции, встречи профессиональных сообществ и социальные сети. Главная задача – показать соискателю, что в «ГРУППЕ АГРОКОМ» более 60 предприятий и что где возможно построить как горизонтальную, так и вертикальную карьеру.

Портал Headhunter дает очень сдержанный прогноз относительно роста уровня заработных плат в 2018 году, утверждая, что более 30% работодателей вовсе не закладывают в бюджет увеличение заработных плат работникам или пока не имеют представления об индексации. На этом фоне у нас есть серьезное конкурентное преимущество. Абсолютно все предприятия, входящие в Группу компаний, при планировании затрат на персонал учитывали и индексацию, и пересмотр заработных плат, учитывающий ценность конкретного специалиста на рынке труда.

– Какие тенденции сегодня превалируют в HR-сообществе? Как развивается диджитализация в этой сфере?

– Автоматизация процессов или HR-tech – это не дань моде, а объективная необходимость, позволяющая сокращать время на рутинные, каждодневные операции. В нашей Группе примером автоматизации можно считать переход на конфигурацию 8.3 «1С Зарплата и управление персоналом». Это позволит разрабатывать единые комплексные решения по ведению кадров или расчету зарплаты и получать оперативные данные по HR-аналитике. Также нам необходимо думать об автоматизации процесса рекрутинга и создании единой базы кандидатов, которой может воспользоваться любой руководитель при появлении вакансии – здесь наc будет ожидать переход от бумажных анкет и сводных таблиц в Excel к облачным решениям.

Серьезные изменения претерпевает рынок технологий обучения. Тренинги, которые длятся пару дней и отрывают вас от работы, становятся все менее популярны. Наступает время интерактивных платформ, микрообучения, модернизированных систем управления обучением (LMS) на основе искусственного интеллекта и виртуальной реальности. Можно заниматься саморазвитием в любое время, а не тратить несколько дней или вечеров на оффлайн-занятия.

Носители знаний в новой конфигурации – не только преподаватели, но и сами сотрудники. В таких системах они могут обмениваться контентом между собой и получать отзывы без дополнительных усилий со стороны тренера и руководства.

– Возможно ли создание подобной системы в нашей Группе?

– Говорить об использовании искусственного интеллекта в обучении в «ГРУППЕ АГРОКОМ» пока рано, но у нас уже появился ресурс, который позволяет сотрудникам компаний пользоваться материалами тренингов и учебных курсов – сайт Учебного центра. Также на сайте есть возможность создавать форумы и обмениваться интересным контентом в формате профессиональных сообществ. Сейчас доступ к сайту Учебного центра имеют сотрудники ООО «ГРУППА АГРОКОМ», АО «Донской Табак» и ООО «РКЗ-Тавр», а в 2018 году стоит задача расширить аудиторию и предоставить возможность пользоваться данным ресурсом всем сотрудникам Группы.

Носители знаний в новой конфигурации – не только преподаватели, но и сами сотрудники. В таких системах они могут обмениваться контентом между собой и получать отзывы без дополнительных усилий со стороны тренера и руководства

Бизнес в игре

– Известно, что с этого года Учебный центр «ГРУППЫ АГРОКОМ» отказался от проведения турнира «Игры разума». Почему было принято такое решение?

– Этот проект носит характер корпоративного мероприятия и не ставит своей целью обучение участников. Отказ связан с тем, что существующие ресурсы Учебного центра должны быть сфокусированы все-таки на вопросах обучения и развития персонала.

Что касается игровых форм обучения, то уже в ближайшее время любой сотрудник Группы компаний может принять участие в игре «Гений переговоров», которая в марте будет запускаться в Учебном центре в открытом формате. Это игра-тренинг, развивающая навыки убеждения, влияния и ведения переговоров, будет полезна любому, кто по роду своей деятельности должен общаться с большим количеством людей.

– Какие еще образовательные бизнес-игры доступны нашим сотрудникам?

– Участники проекта «Охота на лидера» смогли в формате симуляции прокачать свои способности к стратегическому планированию в игре FreshBiz. Также программа «Молодой руководитель» включает в себя в качестве одного из модулей настольную бизнес-игру «Лидерство в управлении вовлеченностью». Задача игры – организовать знакомство участников с образом мышления, моделями по-ведения и инструментами эффективного руководителя.

Если первые три игры впервые будут запущены в текущем году, то игра-тренажер «Лин Эксперт», позволяющая познакомиться с основными концепциями бережливого производства, сформулировать идеи улучшения производственных процессов и внедрить их, уже несколько лет работает в АО «Донской Табак». С 2017 года отдел по развитию производственной системы под руководством Татьяны Соколовой проводит эту игру на базе Учебного центра для мастеров, а также в формате профсообществ.

– Расскажите о проекте вашей Дирекции «Охота на лидера»? Как он зародился? Какова его цель? На каком этапе он сейчас находится?

– В связи с нашим динамичным развитием особую актуальность приобретает вопрос поиска будущих руководителей для Группы компаний – амбициозных, нацеленных на результат, которые готовы оперативно перемещаться внутри Группы компаний на те позиции, где их знания и опыт принесут наибольшую пользу бизнесу. В январе стартовал проект «Охота на лидера».

Отбор участников проекта проходил в несколько этапов. Для того чтобы заявить о своем желании войти в число будущих лидеров Агрокома, любой сотрудник, проработавший в компании не менее 3 месяцев, мог прислать мотивационное эссе – развернутый ответ на вопрос: «Почему именно я должен попасть в проект «Охота на лидера»?». Будущие управленцы не были ограничены никакими рамками, поэтому Дирекция по персоналу получала заявки на участие в виде стихотворных эссе, кроссвордов со значимыми качествами лидера, фотоколлажей, признаний в любви компании, структурированных планов на будущее.

Более 60 участников были допущены ко второму этапу отбора, где в формате онлайн-тестирования были предложены тесты структуры интеллекта, типологии личности, управленческого потенциала и уровня мотивации кандидатов. 20 сотрудников Группы компаний, показавших наилучшие результаты, стали финалистами проекта «Охота на лидера».

– Что предстоит пройти финалистам?

– Каждый из них получит возможность пройти обучение на базе Учебного центра ООО «ГРУППА АГРОКОМ» по специально разработанной программе, чтобы сформировать целостное представление о бизнесе и развить свои управленческие компетенции. Занятия будут продолжаться до середины мая.

Подготовку будущих лидеров будет осуществлять Высшая школа бизнеса ЮФУ. Насколько участники смогут применить полученные знания и навыки на практике, покажет финальный этап проекта. Действующие руководители организаций поставили ряд задач и проблем, которые актуальны для наших предприятий. Решение этих кейсов и презентация их руководству компании и позволит выявить победителей проекта.

Новый взгляд на программы обучения

– Известно, что вскоре Учебный центр «ГРУППЫ АГРОКОМ» планирует приобрести лицензию. Какие новые возможности это принесет компании и сотрудникам?

– Во-первых, лицензирование образовательной деятельности позволит компании оптимизировать затраты на обучение. Кроме того, будет также решен вопрос с оперативностью проведения обучения и присвоения необходимой квалификации. Зачастую при обращении к внешним провайдерам нам приходится несколько месяцев ждать, когда будет укомплектована группа.

Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдаче лицензии или об отказе занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. Рассчитываю, что к концу года мы этот путь успешно завершим.

Ирина Киреева

заместитель исполнительного директора по персоналу ООО «РКЗ-ТАВР»

– Благодаря совместным усилиям всех Управлений предприятия в 2017 году удалось сократить сверхнормативное время более чем на 30%. Также впервые за последние несколько лет на «ТАВРе» был организован и проведен профессиональный конкурс среди работников основного производства. В 2018 году мы планируем продолжить проведение профессиональных конкурсов не только среди производственного персонала, но и для торговой команды. В настоящее время объявлен конкурс «Супервайзер года».




Анастасия Сысоева

директор по персоналу ООО ПКФ «Атлантис-Пак»

– В 2018 году основной курс «Атлантис-Пак» направлен на снижение всех видов потерь, в том числе и от рекламационных претензий. Поэтому мы продолжаем совершенствовать систему мотивации персонала, адаптации новичков, оптимизации оргструктуры и повышения качества персонала. В апреле мы запускаем механизм, стимулирующий выявление и добровольное предъявление брака на производстве. Дальнейшее развитие получит и система адаптации вновь принятых производственных рабочих. Как всегда, актуален вопрос формирования кадрового резерва.




Поделиться в соцсетях: