eng
Машина времени

Ростовский феникс: жизнь «Табачки» с чистого листа

14.02.2018 // №10 (34)

От асмоловской фабрики до «золотого квадрата» в деловом центре Ростова

Даже очень старым домам, в отличие от людей, можно подарить долгую и счастливую жизнь длиною в несколько столетий. Очаровательное переплетение истории с современностью зачастую можно встретить в крупных европейских промышленных центрах, на нашей родине – в Москве и Санкт-Петербурге. Горожан привлекает индустриальный дух, который витает на бывших заводах и фабриках. Им нравится дышать тем временем, когда строилось будущее, умы занимал технический прогресс, а люди стремились к постоянному движению вперед. Сегодня подобные пространства дарят ощущение свободы самовыражения, мыслей и творчества.

Без лишней скромности отметим, что в Ростове-на-Дону единственным успешным проектом по «превращению» старого промышленного здания и интеграции его в модное городское пространство стала бывшая табачная фабрика Асмолова, позже «Донской Табак», а ныне «Табачка. Центр». Ровно 160 лет назад здесь впервые был переработан первый пуд табака, положивший начало истории целой отрасли в России. Как и многие промышленные здания середины XIX века, оно было возведено из кирпича и сегодня представляет не только историческую, но и архитектурную ценность. Череда горестей и радостей выпала на долю фабрики, некогда располагавшейся на окраине старого Ростова.

Сегодня ее обновленный выразительный силуэт вновь преобразил одну из уже центральных городских улиц. Запах табака давно сменил аромат свежей выпечки из местных ресторанов. Вместо рабочих, спешащих к своему станку, на лестничных пролетах можно встретить эпатажных арт-деятелей, строгих банкиров, юристов, финансистов, молодых руководителей и бизнесменов различного калибра. Что именно притягивает сюда людей? В чем феномен «Табачки»? История поможет ответить на эти вопросы. А для этого вместе с ProАГРОКОМ отправимся в 1857 год на пересечение улицы Скобелевской и переулка Казанского…

Поставщик двора Его Императорского Величества

Именно здесь купец Василий Асмолов, приехавший в Ростов из городка Обоянь Курской губернии, с братом Владимиром и семью рабочими при начальном капитале в три тысячи рублей открывает фабрику, которой суждено было стать одной из лучших в мире. В первый год было переработано 600 пудов табака. Уже к 1882 году эта цифра достигла 5000, а число рабочих возросло до 1500 человек.

В архивных исторических очерках сказано, что все фабричные здания находились на Скобелевской (ныне Красноармейской) улице. Корпуса в два, три и четыре этажа занимали площадь около тысячи квадратных саженей (Прим. ред.: 1 сажень = чуть более 2 метров), а площадь всех этажей – более 2 тысяч саженей. По объ­ему вырабатываемого табака ростовчане были первыми не только в России, но и среди частных фабрик мира. Процесс обработки сырья в основном проводился вручную. В производственных цехах было установлено 172 машины. В качестве двигательной силы предприятие располагало одной паровой машиной и шестью электромоторами.

Привыкшая к иностранному табаку московская публика вначале неохотно приняла асмоловскую продукцию, но цены догадливый купец установил чуть ниже заграничных, уделив особое внимание качеству, которое в первую очередь определяло сырье. Для этого Асмолов отправился в главный табачный порт – Одессу, куда привозили товар из Турции и Бессарабии. Так производство совершенствовалось и расширялось. В 1871 году было организовано товарищество «В.И. Асмолов и К°». Уже через два года его продукция была отмечена серебряной медалью венской выставки, а в 1876 году сразу двумя золотыми наградами – на филадельфийской и парижской выставках. Асмоловский табак стал теснить конкурентов на западных рынках. Вскоре на этикетках продукции появляется знак качества того времени – печать «Поставщик двора Его Императорского Величества».

В 1881 году, после скоропостижной смерти Василия Асмолова, дело перешло к его брату Владимиру, который переоснастил фабрику современными машинами и увеличил выпуск продукции.

Эпоха пятилеток

В начале ХХ века в стране зарождается революционное движение рабочих и крестьян. Новые веяния не обошли стороной и табачную фабрику. На одной из колонн знаменитой «табачной» арки на пер. Газетном установлена мемориальная доска, в которой говорится о том, что 7 (20) ноября 1905 года царская конная полиция зверски расправилась с бастующими работницами табачных фабрик, собравшимися на митинг. Эти печальные события позже, в 70-е годы, были увековечены на горельефах, установленных на колоннах арки с двух сторон. Изготавливал их по заказу руководства фабрики известный ростовский скульптор, член Союза художников Олег Голосов. Вот что написано об этом дне в брошюре «Страницы ростовской летописи»:

«7 ноября с самого утра у ворот фабрики Асмолова стали собираться работницы на митинг. К 9 часам уже пришло полторытысячи человек. Ждали возвращения рабочей депутации, которая направилась к градоначальнику выяснить место и получить разрешение на проведение митинга.

Явилась полиция. Ей на подмогу прибыло вначале шесть казаков, а затем еще 18. Не дождавшись возвращения рабочих депутатов, помощник пристава 3-го участка Гнедин созвонился по телефону с приставом Новиковым и получил от него приказ разогнать работниц плетьми. И началось зверское избиение женщин. Их топтали лошадьми, секли нагайками… Часть из них, спасаясь от ударов, забежала во двор ночлежного дома. Но разъяренные всадники вытащили их на улицу, били плетьми, на конце которых были зашиты кусочки свинца. От удара такой плетью лопалась кожа».

Справедливости ради отметим, что далеко не во всех источниках говорится о «жестокой эксплуатации трудящихся». К примеру, в книге «Путешествие по старому Ростову» приводятся правила внутреннего распорядка на табачной фабрике, введенные в 1908 году, которые, по мнению авторов издания, можно внедрять на любом современном предприятии:

«Выдача зарплаты временным рабочим производилась ежемесячно два раза в ближайшую субботу к 1 и 15 числу, а нанятым на неопределенный срок – еженедельно – по субботам. Лицам в нетрезвом состоянии деньги не выдавались, а их получение переносилось на следующий день. Все фабричные рабочие независимо от их статуса пользовались бесплатным лечением, а в случае временной нетрудоспособности получали денежное пособие от фабрики в размере половины заработка. С 1 августа по 1 мая работы на фабрике начинались с 8 утра и продолжались до7 вечера с двумя перерывами на обед: первый – с 12 часов до 1 часа дня, второй – с 3 до 3:30 часов пополудни. С 1 мая по 1 августа рабочий день начинался в 7 утра и продолжался до 7 вечера с двумя перерывами на обед общей сложностью 2,5 часа».

В 1912 году товарищество было реорганизовано в акционерное общество, после чего Владимир Асмолов получил разрешение Ростовской-на-Дону городской Думы на перестройку существующих зданий. В этот период был возведен корпус, расположенный к востоку от основного комплекса строений, вдоль Сенной улицы (ныне Горького).

Постепенно Владимир Асмолов отошел от табачных дел, уступив свой синдикат Ростовскому купеческому банку. После революции 1917 года фабрика была национализирована и переименована в Донскую государственную табачную фабрику (ДГТФ), продолжив успешно развиваться и в последующие годы. В 1925 году здесь выпускалось до 6,5 млн папирос в сутки.

Рост производительности труда был связан с расширением производственных мощностей. В брошюре «Донская государственная табачная фабрика», изданной в 1938 году, отмечалось, что после национализации комплекс сооружений претерпел изменения: построен новый склад, на старом сделаны несгораемые перекрытия и достроен 5-й этаж, появляются новые этажи для яслей и конторы.

Самые тяжелые испытания выпали на долю фабрики в годы Великой Отечественной войны. В июле 1942 года город неоднократно подвергался авианалетам. Бомбы падали и на территорию фабрики, однако самым серьезным повреждением во время первых ударов стало разрушение электроподстанции, которая располагалась во дворе. С пожарами справиться не удалось.

От фабричных зданий уцелели только наружные стены и водонапорная башня. Воссоздание строений ДГТФ силами трудового коллектива началось сразу же после освобождения Ростова от немецко-фашистских захватчиков. К концу 1943 года был восстановлен первый этаж производственного корпуса. В апреле 1945 года на совещании руководителей табачных предприятий под председательством министра пищевой промышленности СССР А. И. Микояна в Москве было решено провести восстановительные работы. Благодаря труду табачников ДГТФ по итогам 1948 года вошла в тройку лучших предприятий города. В 1957 году «Табачке» исполнилось 100 лет.

В 1992 году фабрика была преобразована в акционерное общество «Донской Табак», генеральным директором которого был избран Иван Саввиди. В 2005 году компания, согласно городской экологической программе, перенесла производственный комплекс в промышленную зону на левом берегу Дона, оставив Ростову в наследие исторически ценное здание.

Современность с налетом старины

На этом заканчивается старая и начинается новая жизнь «Табачки». Стены цехов опустели, но ненадолго. Первыми на пустующие просторные помещения обратили внимание рестораторы. Так производственные и подсобные помещения получили новую жизнь. С уважением относясь к первооснове, владельцы первого гастропаба оголили старую кладку из красного кирпича и обнаружили колонны производства Джона Мартина, сделав их дополнительным элементом декора интерьера.

Здания бывшей табачной фабрики являются объектом культурного наследия регионального значения. В реестре памятников, охраняемых государством, они отмечены под названием «Комплекс промышленных зданий табачной фабрики В.И. Асмолова».

Из общей площади 35 тысяч кв. м в аренду сдано 27 тысяч. На территории комплекса помещения снимают около 120 арендаторов, среди которых бары, рестораны, спортивные центры, гостиница, фотостудия, медиакластер, коворкинг-центр и другие.

В октябре здесь открылся детский развлекательно-познавательный музей чудес «Джоуль парк», в котором несколько залов оборудованы интерактивными экспонатами, зеркальным лабиринтом, оптическими иллюзиями и даже устройствами, нарушающими гравитацию.

Постепенно «Табачка. Центр» приобретает статус общественной креативной территории, где можно интересно и с пользой провести время всей семьей. В 2016 году стала очевидной необходимость приведения в порядок фасада здания для придания ему былого, но утраченного с годами лоска.

Сегодня реставрационные работы подходят к завершению. Согласно постановлению сити-менеджера, переулок Газетный будет закрыт до конца 2017 года. В ближайшем будущем руководство компании планирует прорабатывать вопрос о создании здесь пешеходной зоны, которая создаст дополнительные возможности для развития комплекса, проведения массовых мероприятий на открытом воздухе, привлечения большего количества посетителей.

Приятно осознавать себя свидетелями того, как ветхие старые здания волшебным образом превращаются во вдохновляющие, творческие и залитые светом пространства, подходящие для работы, жизни и отдыха. Если и вы захотите прикоснуться к прекрасному, милости просим. Встретимся на «Табачке»!

Интересные факты

Василий Асмолов получал доход не только от продажи папирос, но и от торговли водой. На противоположной стороне улицы содержались лошади, продавались корма и сено. Питьевая вода была необходима для кобыл. Ее добывали прямо на фабрике из 7 колодцев 30-метровой глубины, вырытых во внутренних дворах. Хранили воду в подземном резервуаре-хранилище. Два колодца и резервуар на 100 кубов воды дошли до наших дней – на случай экстренной необходимости.

Со времен асмоловской фабрики до наших дней сохранилось несколько артефактов. В столовой на цокольном этаже главного корпуса Управляющей компании «ГРУППЫ АГРОКОМ» можно найти две чугунные ступени, которые были частью лестницы в соседнем здании, расположенном через дорогу по Газетному. Здесь же, на третьем этаже, в некоторых офисах красуются старинные чугунные колонны, которые и сегодня служат подпоркой для здания. На воротах, располагавшихся в районе ресторана «Ош-пош», висели фонари асмоловских времен. Когда ворота разбирали, их собирались утилизировать за ненадобностью. Однако член Совета директоров «ГРУППЫ АГРОКОМ» Владимир Пашков, проработавший на производстве более 45 лет и знающий в здании каждую деталь, решил отреставрировать и сохранить фонари на память.

Сергей Зайченко

заместитель генерального директора ООО «ГРУППА АГРОКОМ», директор бизнес-комплекса «Недвижимость»

– В отношении памятников истории и культуры применительны два термина – «охрана» и «сохранение». В чём их отличие друг от друга? Охрана – это, по сути, принуждение. Когда государство следит за тем, чтобы историческое здание не погибло. Охрану обеспечивают законы, общественный контроль, органы исполнительной власти на местах. А сохранение – это инвестиционная деятельность, адаптация старого фонда к современным экономическим условиям. «ГРУППА АГРОКОМ» как раз действует по этому сценарию. В нашем случае стоит цель не только отреставрировать здание, сохранив подлинность архитектурного замысла, который существовал при его создании, но и найти для него новое достойное применение.




Александр Панов

директор по капитальному строительству ООО «ГРУППА АГРОКОМ»

– Важно отметить, что проводимые работы – не просто капитальный ремонт здания, а реставрация с целью воссоздания первозданного вида. Это принципиальная разница. Проект на реставрационные работы могут разрабатывать только специалисты, которые имеют допуск и аккредитацию при министерстве культуры – это проектировщики-реставраторы. Кроме того, используются специальные материалы. Срок исполнения при этом намного больше, а стоимость проекта значительно выше, чем при капремонте, потому что мы имеем дело с кропотливой, практически ювелирной работой. Пришлось вычистить от нескольких слоев краски старинные кирпичи, многие их которых были побиты, и восстановить их.

Помимо реставрации, мы провели ряд работ по укреплению здания: усилили проемы и некоторые строительные конструкции, открыли дополнительные входы, установили козырьки, смонтировали крыльца. Также отремонтировали кровлю и восстановили ковку на ней.




Юрий Сураилиди

заместитель генерального директора ООО «ГРУППА АГРОКОМ» по общим вопросам, директор СК «Беттекс»

– При производстве работ по благоустройству прилегающей территории ЗАО «КРАСНОАРМЕЙСКАЯ» мы применили продукцию производства завода «АксайСтройПром», а выполнила работы по укладке тротуарной плитки строительная компания «Беттекс». По заданию Ивана Саввиди проект был разработан дизайнером завода. Чтобы показать максимальные возможности предприятия и при этом создать привлекательную композицию, дизайнеру поручили в проекте применить всю гамму цветов, фактур и размеров продукции, которую производит завод. На наш взгляд, решение получилось удачным, даже немного авангардным. Композиция называется «Сад камней», так как дизайнер использовал плитку из различных пород. Помимо плитки мы привели в порядок водосточную систему. В данный момент разрабатывается проект элементов благоустройства – клумб, лавочек и других малых архитектурных форм вблизи фасада.

Поделиться в соцсетях: