eng

Итоги года: Донские переработчики вышли из «зоны комфорта»

23.12.2016

Итоги года для пищевой и перерабатывающей отрасли в Ростовской области подвели топ-менеджеры крупных донских компаний. Общий вывод: было сложно, но переработчики нашли возможности для развития.

Мясопереработка: рост эконом-сегмента и агрессивные «федералы».

Рынок мясопереработки в 2016г. продолжил падение, а региональным производителям пришлось искать новые решения, признает генеральный директор ГК «ТАВР» Александр Ремета.

– В целом, на российском рынке мясопереработки наблюдается падение, которое на протяжении последних двух лет составило в среднем по стране более 10%. Огромное влияние на рынок оказало снижение покупательской способности населения по стране – по данным Росстата, за 10 месяцев 2016 года реальные доходы сократились более чем на 5%.
В качестве основных тенденций рынка можно отметить следующие: сокращение потребления колбасных изделий и перераспределение потребительских расходов в сторону полуфабрикатов и свежего мяса; сокращение премиального и среднего ценовых сегментов в пользу продукции эконом-класса; продолжение консолидации рынка, усиление активности федеральных производителей, сопровождающееся агрессивным маркетингом; ужесточение требований к упаковке продукции.

Для нас трудным моментом года было усиление конкуренции в условиях тотального падения покупательской способности населения. Такая ситуация заставляет выйти из «зоны комфорта» и более активно искать решения в области технологии, снижения себестоимости и повышения эффективности продаж. В таких условиях в выигрыше остается тот, кто способен предложить потребителю минимальную цену при сопоставимом с конкурентами качестве.

Успехом компании мы считаем тот факт, что «ТАВР» смог сохранить свои позиции на падающем рынке. Если говорить о достижениях года, то в июле после 12-летнего перерыва мы провели рестайлинг генерального бренда и сформировали новую концепцию коммуникаций с потребителем.

Кроме того, в минувшем году было открыто новое направление – производство пельменей. На первом этапе продукт реализовывался через наши фирменные магазины, во втором полугодии мы поставили его в крупнейшие сети. За полгода «ТАВР» продал более 500 тонн пельменей.

В 2016 году мы продолжили развитие собственной розницы – сети «Тавровские мясные лавки». Подобный формат – магазин у дома – набирает популярность, предоставляя потребителю возможность выбора продукта из максимально возможного ассортимента, прямую коммуникацию с продавцом-консультантом и дополнительный сервис.

Основными задачами на 2017 год являются усиление позиций на домашнем рынке, географическая диверсификация в направлении новых регионов, оптимизация ассортиментного портфеля и продвижение нового имиджа бренда. Решение этих задач невозможно без усиления маркетинговой составляющей в деятельности компании.

...

Производство табака: рост акцизов и «рекорды» контрафакта

Табачная отрасль уходящем году продемонстрировала падение объемов производства, однако донской производитель смог вырасти в эконом-сегменте. Главной проблемой отрасли стало серьезное увеличение доли контрафакта о общем объеме рынка, рассказал исполнительный директор ЗАО «Донской табак» Сергей Романов.

– В 2016 году российский табачный рынок продолжил сокращаться. По предварительным оценкам, в натуральном выражении сокращение составит порядка 7,4% по отношению к 2015 году. Однако в денежном выражении рынок вырастет на 1,8%, что связано с повышением акцизных ставок. В долгосрочной перспективе динамика сокращения зависит от антитабачной политики государства.

Еще один значимый тренд 2016 года – увеличение доли нелегальной продукции до рекордных значений. По разным оценкам, сегодня на контрабандный и контрафактный продукт приходится от 2,2% до 4,4% от общего объема табачного рынка. Нелегальные сигареты продаются примерно в каждой восьмой торговой точке.

Несмотря на все сложности, компания «Донской табак» чувствует себя довольно уверенно, увеличивая свою долю на падающем рынке. По нашей оценке мы занимаем сегодня четвертую позицию, конкурируя с транснациональными табачными корпорациями. Бренд «Донской табак» – единственная марка на рынке, которая сегодня показывает рост в экономичном сегменте.

Мы продолжаем развивать продажи на международных рынках. Сегодня компания присутствует в 26 странах. Ключевыми регионами внешнеэкономической деятельности для нас являются страны постсоветского пространства, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. Перспективным проектом 2016 года стало открытие региональных складов с компаниями-партнерами в Сингапуре и ОАЭ.

В 2016 году компания обновила парк оборудования – введены в эксплуатацию две новые современные линии, позволяющие производить продукцию форматов queen-size и superslims.

Говоря о проблемах, нельзя не упомянуть рост теневого рынка из-за роста акцизных ставок. В связи с этим участились случаи обращения потребителей по поводу продукции ненадлежащего качества. Мы предпринимаем меры, однако нелегальный рынок достаточно оперативно реагирует на изменения дизайна – порой визуально отличить подделку просто невозможно. Это факт серьезно влияет на имидж компании.

В планах – дальнейшее развитие компании на российском и экспортном рынке. Следующий год для «Донского табак» – юбилейный. Компании исполняется 160 лет, и это отличный повод для того, чтобы поставить перед собой новые амбициозные цели.