1 «Отцы и дети» новых поколений в бизнесе
eng
Smartwork

«Отцы и дети» новых поколений в бизнесе

07.02.2019 // №11 (47) Ноябрь 2018

Понимание стремлений и потребностей людей – ключ к успешному сотрудничеству в любой сфере. Как подобрать нужный для тех, кто разделяет разные ценности, и объединить их в одну команду. ProАГРОКОМ искал ответ на эти вопросы в теории поколений и у специалистов «ГРУППЫ АГРОКОМ».

X, Y, Z – как подобрать успешную формулу

«А вот в наше время было иначе… Мы были другие…» – такие фразы с оттенком разочарования можно слышать в адрес молодежи, кажется, в любое время и в любой стране. Похожий диалог можно подслушать в разговоре не только между родственниками, но и между сотрудниками одной компании.

В наше время вечная проблема «отцов и детей» получила новую интерпрета­цию. Оказывается, в основе конфликта поколений чаще всего лежит страх нового со стороны старших и нежелание повторять негативный опыт – со стороны младших. К таким выводам пришли ученые-социологи, изучающие так называемую теорию поколений.

Впервые об особенностях возрастных различий заговорили в 1991 году иссле­дователи из США Нейл Хоув и Уильям Штраус. Они выяснили, что примерно каждые 20 лет рождается новое поколение людей, у которых формируется общий набор ценностей, убеждений, отношений и моделей поведения. Они ведут себя не так, как их родители в том же возрасте. Предполагается, что этот набор приобретается в первые 12 лет жизни и не меняется с течением времени, влияя на мироощущение, отношение к работе и стиль потребления.

С начала XX века выросли шесть поколений. Между ними исследователи выделяют пограничные зоны – период несколько лет в одну и в другую сторону от даты рождения нового. Как правило, люди, родившиеся в этот период, разделяют ценности обоих поколений, что дает им большую гибкость и преимущество.

В разных странах границы поколений часто не совпадают из-за экономиче­ских и культурных особенностей. В России применение этой теории также имеет свою специфику.


Беби-бумеры – достойная конкуренция молодежи

По мнению специалистов дирекции по персоналу «Ат­лантис-Пак», после увеличения пенсионного возраста количество представителей беби-бумеров будет расти. Зачастую это специалисты высокого уровня с большим опытом работы и гораздо более скромными ожиданиями по сравнению с поколением Y, при этом они активны и готовы обучать других. Вполне возможно, что они составят хорошую конкуренцию молодому поколению, а стереотипы о том, что людей предпенсионного возраста невыгодно брать на работу, исчезнут.

Для более старшего поколения важна стабильность, отмечают представители группы по подбору и адаптации персонала «РКЗ-ТАВР». Они готовы трудиться в установ­ленных рамках. В связи с этим при выборе кандидата в компании стараются выявлять мотивацию и потребно­сти, чтобы в дальнейшем работа приносила сотруднику удовольствие, а предприятию – максимальную эффек­тивность. Методы и приемы привлечения внимания раз­нятся также и в обучении. На «ТАВРе» стараются выбирать индивидуальный подход к каждому.

«Иксы» на страже стабильности

В «Атлантис-Пак» отметили особенность: предста­вители поколения Х выходят на рынок осторож­нее и стараются не прерывать стаж, многие про­буют начать свое дело, организовывают ИП, но через 2–5 лет возвращаются к поиску работы. Им сложнее приспосабливаться к новому коллекти­ву и специфике работы, не всегда их опыт поле­зен и применим, но при качественном подборе можно получить бесценного профессионала.

«Иксы» делают выводы, основываясь на собствен­ном опыте, ориентированы на мнение только близких людей, очень прагматичны, они все про себя знают, выбирают то, что сами считают нуж­ным, ведь для них главная ценность – возмож­ность выбора. Такую тенденцию отметили трене­ры Учебного центра «ГРУППЫ АГРОКОМ». Лучшая работа для представителей этого поколения – та, которая позволяет проявить свои способности.

По наблюдениям менеджера по персоналу ООО «ПАРК» Светланы Михайловой, сотрудни­ков поколения X необходимо удерживать в ком­пании, вовлекая их в управленческие решения, касающиеся развития предприятия. Они состав­ляют самую динамичную группу персонала, од­нако, если их не устроят мотивационные про­граммы, они будут искать новую работу даже в период кризиса, повышая свое материальное благополучие. Сотрудники этой возрастной кате­гории знают, что такое трудности, и готовы пре­одолевать их вне зависимости от обстоятельств.

«Все и сразу!» или Чего хотят «игреки»

Представители этого поколения сегодня в России в де­фиците – сказалась демографическая яма. Поэтому за них конкурируют и работодатели, и производители.

С точки зрения подбора Y более мобильны, чаще вы­ходят на рынок труда, отмечают представители «Ат­лантис-Пак». Специалисты, имеющие от 3 лет опыта работы, уже претендуют на руководящие позиции и уровень оплаты выше среднего, чаще всего эти ожи­дания завышены и не обоснованы, но на протяжении пары последних лет тенденция сохраняется. Как пра­вило, после собеседования и выполнения тестовых заданий Y начинают объективнее оценивать свои воз­можности. Особенно действенно собеседование с буду­щим руководителем, где кандидат может оценить уро­вень профессионализма, к которому стоит стремиться, и путь до него.

Нежелание работать в системе жесткой иерархии – еще одна особенность «игреков». По мнению тренера Учебного центра «ГРУППЫ АГРОКОМ» Кристины Ере­миной, «игреки» выросли уверенными в собственной ценности. В связи с тем, что внешняя среда вокруг них менялась очень быстро в период их взросления, им важно получать немедленное вознаграждение за про­деланную работу. Если им говорят, что надо поработать десять лет в организации и твой труд будет вознагра­жден обеспеченной жизнью, они отвечают: «Какие де­сять лет? У нас может быть другая страна через десять лет». Поэтому в управлении «игреками» очень важен авторитет и что руководитель может дать в качестве вознаграждения за труд.

«Цифровые туземцы»

Так называются те, кто родился и вырос в окружении гаджетов, технологий и Интернета – поколение Z. Сегод­ня говорить о них, как о будущих работниках, сложно. Ребятам едва исполнилось 18 лет, и жизнь впереди еще полна открытий. Эксперты предполагают, что поколение Z в большинстве предпочитает свободный график и уда­ленную работу. Чаще всего им тяжело определиться с должностью и профессией.

По данным Учебного центра, сейчас большинство компа­ний, включая «ГРУППУ АГРОКОМ», не готовы предлагать гибкие условия. Несоответствие ожиданий и предложе­ний по условиям труда может стать острой проблемой лет через 5, когда поколение Z сменит Y на рынке тру­да. Специалисты надеются, что это поколение будет ин­тересным и мы сможем многому научиться у них.

Важный момент теории поколений Хоува и Штрауса — цикличность. По наблюдениям ученых, каждое пятое поколение имеет сходные ценности. Благодаря этому можно составлять долгосрочные прогнозы, чем пользу­ется американский бизнес и представители различных министерств.

В России теория поколений постепенно выходит за рам­ки инструмента в маркетинге и HR. Все чаще ею пользу­ются в дискуссиях о переменах в обществе и о молодежи, как двигателе этих перемен. Куда это приведет, покажет только время. В наших силах сегодня только одно: рядом с понятием «поколение» менять слово «конфликт» на «со­трудничество».

Интересные факты

Теорию поколений мы преподаем на тре­нинге по мотивации, в том числе эта тема вошла в программу «Школа мастера», но поверхностно, поскольку у этой теории есть как поклонники, так и ярые крити­ки, ведь она не подтверждается какими- то специальными данными.

По мнению многих руководителей, раз­личия в отношении к работе у сотрудни­ков разных поколений присутствует. На наш взгляд, теория работает частично, часто люди одного возраста принадле­жат к разным поколениям — важна не дата рождения, а разделяет ли человек конкретные ценности. Также имеют зна­чение условия, в которых он вырос, уро­вень образованности и пр.

Кристина Еремина, тренер Учебного центра «ГРУППЫ АГРОКОМ»

Если сравнивать сотрудников, учиты­вая теорию Х,Y,Z, то действительно мож­но выявить определенные закономер­ности в поведении и мотивации людей. Однако не все сотрудники подпадают под классификацию данной теории и, как во всем, здесь есть свои исключения. В ходе своей работы и вообще жизни я всегда ориентируюсь на то, что каждый человек, сотрудник, кандидат – отдель­ная личность и к каждому необходим индивидуальный подход для эффектив­ного взаимодействия.

Анастасия Шахраева, руководитель группы по подбору, адаптации и развитию персонала ООО «РКЗ-ТАВР»
Поделиться в соцсетях: