«Развитие сети «Тавр Мясные Лавки» — процесс эволюционный»
Как ситуация в экономике влияет на продажи, почему маркетплейсы нам не конкуренты и как звучит главное правило торговли — об этом рассказал в интервью исполнительный директор фирменной сети «Тавр Мясные Лавки» Георгис Асланиди.
— Георгис Петрович, каковы, на ваш взгляд, главные итоги прошедшего полугодия?
— С начала года открылись новые магазины в Донецке, Гуково, Таганроге и Шахтах. Сегодня под вывеской «Тавр Мясные Лавки» работают 77 магазинов в Ростове-на-Дону, городах Ростовской области и Краснодарского края. Летом мы запустили ещё одну «Лавку» в Таганроге, где активно развивается наша сеть.
— Как влияет экономическая ситуация в стране на спрос в сети «Тавр Мясные Лавки»?
— На фоне нестабильной политической ситуации экономическая сторона жизни частично уходит на второй план, но этот процесс отражается на нас не так сильно. Ведь мы торгуем в основном свежими продуктами питания, в том числе товарами первой необходимости (отдельные виды мяса, масло, молоко, хлеб и пр.), а на них, как известно всегда есть спрос.
По моим ощущениям, чувство тревожности всё ещё не покидает покупателей и, как следствие, приводит то к разовым всплескам продаж, то сразу вслед за ними — к суперэкономичному потреблению. Можно, конечно, начать экономить на продуктах, но в нашем случае это означает только смещение фокуса потребления от говядины к птице, но не полный отказ от мяса.
— Как трансформация ритейла влияет на работу сети «Тавр Мясные Лавки», в том числе политику ценообразования?
— С каждым годом растут продажи продуктов питания на маркетплейсах, в первую очередь, бакалеи и продуктов длительного хранения, которые дешево хранить и транспортировать. В профессиональной среде их даже выделяют отдельным термином e-grocery. Усиление роли маркетплейсов безусловно влияет на офлайн продажи.
Другая важная сторона электронной коммерции — это доставка из офлайн магазинов – и там, конечно, с выбором получше. Но здесь встаёт вопрос цены — доставка курьером и сбор товара день в день не дёшевы. И опять-таки выбор товара ограничен.
Наши сильные стороны в конкурентной борьбе — свежесть продуктов, сервис и хорошие цены. Мы тратим мало денег на рекламу и много вкладываем в доступные цены. И, конечно, большим нашим преимуществом является возможность покупателя выбрать именно тот кусочек мяса, колбасы или сыра, который, как говорят, «смотрит на тебя». Уверен, что ещё не скоро у всех нас появится возможность удалённо ощутить аромат приобретаемой колбасы или свежесть выбранной птицы.
— Как развивается сеть «Тавр Мясные Лавки» исходя из реалий рынка? Изменился ли ассортимент, появились ли новые услуги?
— Товары в сети «Тавр Мясные Лавки» регулярно ротируются: некоторые позиции, конечно, остаются навсегда – как Докторская колбаса «Тавр», а какие-то меняются в рамках продуктовой группы. Кроме того, регулярно появляются новинки в ассортименте, в том числе, абсолютно новые продуктовые группы, как, например, восточные сладости.
Но такие принципы как полное отсутствие на полках молочных продуктов с заменителями жира или то, что любой продукт перед поступлением в продажу должен получить одобрение нашей расширенной дегустационной комиссии — для нас аксиомы.
Если говорить о развитии сети «Тавр Мясные Лавки», то это процесс скорее эволюционный, направленный на улучшение потребительского опыта наших покупателей. Довольный покупатель не только продолжает ходить в магазин сам, но и приводит своих друзей.
— Конечно, на первом месте у нас стоит покупатель. Возможно, это звучит банально, но магазин должен находиться в удобном для потребителя месте, в нём должен присутствовать нужный покупателю товар и по цене, которая его устроит. Для этого мы работаем напрямую с производителями и дистрибуторами.
В то же время совместно с нашими поставщиками мы проводим работу над снижением цены, как регулярной, так и временной в период маркетинговых акций. Чего мы точно не делаем, так это не снижаем качество наших продуктов: мы скорее уберем из ассортимента такую позицию, как, например, сливочное масло, чем будет продавать «фальшивку» под видом «Крестьянского ГОСТ». И поверьте, потребитель такой подход ценит.
— Что касается ситуации на рынке труда, в целом мы находимся в тех же условиях, что и остальные торговые предприятия на Юге. Трудности профессии продавца стандартны — это работа с людьми, физически сложная, как минимум — целый день «на ногах», к тому же сегодня не престижная. Ситуация усугубляется тем, что «белая» зарплата в нашем случае зачастую отпугивает многих потенциальных работников, у которых просроченные кредиты или субсидия от государства, которой они могут лишиться в случае появления официального источника дохода. Рынок труда и так узок из-за демографических проблем, а к тому же ещё давят и эти обстоятельства.
По данным Росстата чаще всего продавцами и кассирами работают женщины — их 4,5 млн человек, это 13% работающихженщин.
Несмотря на сложности профессии, у нас в отделе продаж довольно большое число отличных руководителей групп магазинов, но особенно хотелось бы выделить несколько коллективов продавцов. Я немного субъективен в этом вопросе, но, в первую очередь, хочу отметить работу двух наших сельских магазинов в станице Кущёвской и хуторе Камышеваха, а также городского магазина на рынке Военвед в Ростове-на-Дону. Они, как сказали бы в старые добрые времена — настоящие передовики производства и по темпам прироста, и по объёмам продаж одновременно! Благодаря таким сотрудникам и формируется позитивное отношение наших покупателей к профессии продавца, а главное — к нашей продукции и сети в целом.